ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Настоящий кодекс профессиональной этики (далее Кодекс) ГККП «Высший колледж культуры им. Акана серэ, г.Кокшетау» при управлении образования Акмолинской области (далее Колледж) разработан в соответствии с правилами педагогической этики Республики Казахстан, Уставом колледжа и иными внутренними документами колледжа и представляет собой свод правил и принципов, регламентирующих этическую сторону взаимодействия педагогов со всеми участниками образовательного процесса, личностных качеств педагогов, а также права и обязанности педагогического коллектива.
2. Нормами Кодекса профессиональной этики преподавателя руководствуются в своей деятельности все педагоги Колледжа.
3. Цель кодекса — определить основные нормы профессиональной этики в отношениях педагог — обучающийся – родитель — педагогическое сообщество — государство.
4. Положение о нормах профессиональной этике педагогических работников образовательного учреждения регулирует организацию единого педагогического подхода к процессу образования, предусматривает единые требования к педагогическим работникам, создает комфортные условия для обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей), формирует микроклимат доверия и сотрудничества.
5. Выработанные нормы профессионального поведения обязательны для всех педагогических работников, независимо от занимаемой должности, преподаваемого предмета, наличия наград и поощрений, стажа педагогической работы.
6. За нарушение норм профессионального поведения на виновного может быть наложено административное и дисциплинарное взыскание по итогам соответствующего расследования.

НРАВСТВЕННЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПЕДАГОГА

2.1 Источники этики педагога
Нормы педагогической этики устанавливаются нормативными и законодательными актами Республики Казахстан (Конституция РК, Трудовой кодекс РК, законы РК «Об образовании», «О языках в РК», «О правах ребенка в РК», «О борьбе с коррупцией», «О браке и семье», «Правила педагогической этики» и другие нормативные правовые акты, определяющие направления и перспективы развития образования) и принятых в соответствии с ними иных законодательных и локальных актов, норм международного права, государственными нормативными актами органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся с соблюдением норм, установленных Конвенцией о правах ребенка.

2.2 Принципы этики педагога
Основными принципами педагогической этики являются:
1) добросовестность:
добросовестность педагога предполагает его ответственность за результат обучения и воспитания, умение осуществлять коррективы в своей деятельности, развитую способность к критике и рефлексии, открытость для любых мнении учеников, родителей, коллег;
2) честность:
честность педагога предполагает открытость его оценочной деятельности, прозрачность создаваемой им образовательной среды. Честность запрещает педагогу нарушать права ученика, его родителей (законных представителей), коллег;
3) уважение чести и достоинства личности:
Педагог уважает честь и достоинство ученика, родителя, людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними. Он искренне желает развития ученика, проявляет готовность всегда прийти ему на помощь, деликатность в оценке успехов (неуспехов) обучающегося.
Не допускается применение методов физического, морального и психического насилия по отношению к участникам образовательного процесса;
4) уважение общечеловеческих ценностей:
признавая приоритет общечеловеческих ценностей, педагог с уважением относится к особенностям, ценностям и достоинству каждой национальной культуры.
Педагог воспитывает культуру межнациональных отношений, пробуждает у обучающихся уважение прав и достоинства всех наций и всех людей вне зависимости от возраста, пола, языка, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;
Педагог способствует созданию климата доверия и уважения в коллективе;
5) профессиональная солидарность:
педагог заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ущерб авторитету преподавания.
Не допускается в какой бы то ни было форме, злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять профессиональные обязанности, наносить им какой-либо ущерб. Педагог оказывает содействие коллегам в повышении уровня теоретического и методического мастерства, в развитии творческих способностей, приходит на помощь к коллегам, попавшим в беду. Профессиональная солидарность не может служить оправданием неправды и несправедливости;
6) непрерывность профессионального развития.
Педагог совершенствует свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень.

ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Общие требования к преподавателю
3.1. Педагог должен знать:
• Конституцию РК; законы РК, решения Правительства РК и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка;
• основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
• методику преподавания предмета и воспитательной работы; программы и учебники;
• требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
• средства обучения и их дидактические возможности;
• основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
• основы права, научной организации труда;
• правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

3.2. Выполнение должностных обязанностей
Педагог выполняет следующие должностные обязанности:
3.2.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, проводит занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.
3.2.2. Составляет рабочую программу, календарно-тематический план работы по предмету и технологическую карту на каждое занятие.
3.2.3. В своей работе по предмету использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. Реализует образовательные программы. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме.
3.2.4. Отвечает за:
• выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»;
• безопасное проведение образовательного процесса;
• принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
• организацию изучения обучающимися (воспитанниками) правил по технике безопасности, дорожного движения, поведения в быту и т.п.;
• осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по технике безопасности.
3.2.5. Ведет в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающимися занятий, выставляет текущие оценки в журнал, своевременно сдает администрации необходимые отчетные данные.
3.2.6. Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся.
3.2.7. Допускает в соответствии с Уставом колледжа, представителей администрации колледжа на свои занятия в целях контроля за работой.
3.2.8. Заменяет занятия отсутствующих педагогов по распоряжению администрации.
3.2.9. Соблюдает Устав колледжа, коллективный договор, Правила внутреннего распорядка, требования данного Кодекса, а также локальные акты Колледжа, приказы и распоряжения администрации Колледжа.
3.2.10. Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РК «Об образовании», в Конвенции о правах ребенка.
3.2.11. Осуществляет связь с родителями обучающихся (или их законными представителями).
3.2.12. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
3.2.13. Согласно годовому плану работы учреждения, принимает участие в работе Педагогического совета, Методического совета, Совета кураторов, внутриколледжных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а также заседаний предметных комиссий, проводимых вышестоящей организацией.
3.2.14. В соответствии с графиком дежурства по колледжу, педагог дежурит с группой в здании Колледжа.
3.2.15. Проходит периодическое медицинское обследование.
3.2.16. Соблюдает этические нормы поведения, является примером для обучающихся. Внешний вид педагога при исполнении им профессиональных обязанностей должен соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность и аккуратность.
3.2.17. Педагогу запрещается:
• изменять по своему усмотрению расписание занятий;
• отменять, удлинять или сокращать продолжительность занятий и перемен между ними;
• удалять обучающегося с занятия;
• курить в помещении колледжа.
3.2.18. При выполнении педагогом обязанностей заведующего учебным кабинетом педагог:
• проводит паспортизацию своего кабинета;
• постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;
• в соответствии с приказом директора Колледжа готовит к списанию в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
• разрабатывает инструкции по технике безопасности;
• принимает участие в смотре учебных кабинетов.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

4.1.Взаимоотношения педагога с обучающимися.
4.1.1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.
4.1.2. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития обучающихся.
4.1.3. Педагог воспитывает на своем положительном примере, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.
4.1.4. Требовательность педагога по отношению к обучающимся должна быть позитивной и обоснованной, являться стержнем его профессиональной этики. Педагог не теряет чувства меры и самообладания.
4.1.5. Педагог строит свою работу с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей обучающегося на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ученика, активно защищает его основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека.
4.1.6. Педагог выбирает деловой стиль общения с обучающимися, основанный на взаимном уважении. Не унижает честь и достоинство обучающихся, ни по каким основаниям, в том числе, по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
4.1.7. Педагог является одинаково доброжелательным и одинаково справедливым по отношению ко всем обучающимся. Педагог выбирает подходящий стиль общения с обучающимися, основанный на взаимном уважении.
4.1.8. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим обучающимся.
4.1.9. Педагог обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему обучающимися, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
4.1.10. Педагог выбирает методы работы с обучающимися, развивающие в них такие положительные черты и качества: самостоятельность, контроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим, коллективизм, толерантность.
4.1.11. Педагог должен стремиться к повышению мотивации к обучению, к укреплению в обучающихся веры в собственные силы и способности.
4.1.12. Приняв необоснованно принижающие обучающегося оценочные решения, педагогу следует немедленно исправить свою ошибку.
4.1.13. Педагог справедливо и объективно оценивает работу обучающихся, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
4.1.14. Педагог не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих обучающихся для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.
4.1.15. Педагог не имеет права требовать от обучающихся дополнительного вознаграждения за свою работу.
4.1.16. При оценке поведения и достижений обучающихся педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
4.1.17. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни.

4.2.Взаимоотношения педагога с педагогическим сообществом.
4.2.1. Педагог стремится к продуктивному и конструктивному взаимодействию с коллегами, оказывает взаимопомощь, уважает интересы других педагогов и администрации Колледжа.
4.2.2. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в Колледже на основе принципов открытости и общего участия .
4.2.3. Педагог имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы коллег. Критика, высказанная в адрес другого педагога, должна быть объективной и обоснованной.
4.2.4. Педагог в процессе образовательной деятельности активно сотрудничает с психологами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья обучающихся.
4.2.5. Педагог ответственно относится к поручениям администрации, связанными с образовательным процессом, с результативностью работы всего педагогического коллектива. Дорожит честью коллектива образовательного учреждения.
4.2.6 За свои выдающиеся профессиональные заслуги педагог имеет право на поощрение от администрации образовательной организации.
4.2.7. Инициатива педагога в вопросах совершенствования качества образовательного процесса приветствуется в Колледже.
4.2.8. Педагог соблюдает общепринятые морально-этические нормы, вежлив и корректен в отношениях с коллегами, не ставит публично под сомнение профессиональную квалификацию другого педагогического работника.

4.3.Взаимоотношения педагога с родителями (законными представителями) обучающихся
4.3.1. Педагог должен быть всегда открыт для общения с родителями по профессиональным темам.
4.3.2. Педагог уважительно и доброжелательно общается с родителями (законными представителями) обучающихся.
4.3.3. Педагог консультирует родителей (законных представителей) по вопросам образования обучающихся.
4.3.4. Педагог не разглашает конфиденциальной информации, высказанной учеником о своих родителях или родителями о своем ребенке.
4.3.5. Отношения педагога с родителями основываются на согласовании оценки личности и достижений ребенка.

4.4.Взаимоотношения педагога с обществом и государством
4.4.1. Педагог является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, образованным человеком.
4.4.2. Педагог стремится внести свой вклад в развитие гражданского общества.
4.4.3. Педагог понимает и исполняет свой гражданский долг и социокультурную роль.
4.4.4. Педагог является гражданином, соблюдающим законодательство РК.
4.4.5. Педагог не требует от родителей обучающихся дополнительного вознаграждения за свою работу.

ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1 Права
5.1.1. Педагогический работник имеет права, предусмотренные ТК РК, Законом РК «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом колледжа, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
5.1.2.Педагог имеет право на принятие решений, обязательных для выполнения обучающимися, и принятие мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом колледжа.
5.1.3.Обжалование приказов и распоряжений администрации организации образования.
5.1.4. Не допускается привлечение педагогических работников к видам работ, не связанных с выполнением ими своих профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

5.2. Ответственность
5.2.1. В установленном законодательством РК порядке преподаватель несет ответственность:
• за реализацию в полном объеме образовательных программ;
• за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых педагогом;
• за нарушение прав и свобод обучающихся, определенных законодательством РК, Уставом и внутренними актами Колледжа.
5.2.2. В случае нарушения Устава колледжа, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящего Кодекса, приказов директора, педагог подвергается административным, дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей Трудового и Административного Кодекса РК.
5.2.3. За нарушение обязанностей и совершение проступка, дискредитирующего звание педагогического работника, педагогический работник может быть привлечен к ответственности, установленной законами Республики Казахстан.

5.3.Педагогическому работнику запрещается:
5.3.1. Передавать персональные данные об обучающихся и его родителях третьей стороне без письменного согласия родителей.
5.3.2.Разглашать сведения личной жизни обучающихся и его семьи.
5.3.3.Унижать в любой форме на родительских встречах родителей, дети которых отстают в учебе.
5.3.4.Выносить на обсуждение родителей конфиденциальную информацию с заседаний педагогического совета, других совещаний.
5.3.5.Удалять обучающегося с урока.
5.3.6.Предлагать обучающимся дополнительные платные образовательные услуги, проводимые им или его коллегами, провоцировать создание ситуаций, приводящих к конфликту интересов участников образовательного процесса.
5.3.7.Собирать с родителей или обучающихся денежные средства.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. При приеме на работу руководитель Колледжа должен проинформировать педагога о действиях в пределах его профессиональной компетенции, ознакомить с содержанием настоящего Кодекса.
6.2. Нарушение положений Кодекса профессиональной этики педагога рассматривается педагогическим коллективом и администрацией Колледжа.

Поделиться