Методические рекомендации по разработке плана развития учебного производства учебных заведений технического и профессионального образования (при модульном обучении)
Введение
Производственное обучение представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих приобретение первоначальных умений и навыков будущей профессиональной деятельности по специальности/квалификациям. Рабочие учебные программы производственного обучения по специальностям разрабатываются учебными заведениями технического и профессионального образования самостоятельно исходя из возможности учебно-производственных мастерских, учебных хозяйств или полигонов.
Профессиональная практика – вид учебной деятельности, направленной на закрепление теоретических знаний, умений, приобретение и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью (см. п.30-1) ст.1 Закона Республики Казахстан «Об образовании»).
Виды профессиональной практики: учебно-ознакомительная, производственная и технологическая (преддипломная) практика.
1. Общие положения
При организации производственного обучения и профессиональной практики предлагается руководствоваться следующими нормативными правовыми документами:
– Типовые правила организация деятельности организации образования соответствующих типов (технического и профессионального образования) утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года N 499;
– типовой договор оказания образовательных услуг и типового договора напроведение профессиональной практики утвержденный приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 апреля 2016 года N 93;
– график учебно-воспитательного процесса на учебный год, рабочие учебные программы и учебные планы по специальностям, утвержденный руководителем учебного заведения технического и профессионального образования;
2. Цели и задачи производственного обучения и профессиональной практики.
Производственное обучение направлено на формирование у обучающихся практических профессиональных умений, навыков и приобретение первоначального практического опыта в рамках профессиональных учебных модулей производственного обучения и практики по видам будущей профессиональной деятельности по специальности.
Профессиональная практика имеет целью прохождения обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности технического и профессионального обучения, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности и квалификациям.
Профессиональная практика обучающихся технического и профессионального образования на производстве включает следующих два вида практики:
– производственная практика по профилю специальности;
– технологическая (преддипломная) практика по специальности.
Производственная практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей производственного обучения и практики по каждому виду профессиональной деятельности, предусмотренных в специальности.
Технологическая (преддипломная) практика направлена на углубление обучающимися первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломной работы) по специальности.
3. Содержание и организация производственного обучения и профессиональной практики
Производственное обучение и профессиональная практика по профилю специальности могут реализоваться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных учебных модулей.
Технологическая (преддипломная) практика проводится непрерывно после освоения производственного обучения и производственной практики по профилю специальности (профессии)
Производственное обучение проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебных хозяйствах, учебно-опытных участках, полигонах, ресурсных центрах и других структурных подразделениях учебного заведения технического и профессионального образования.
Производственное обучение может также проводиться в предприятиях на основе договоров между организацией и учебным заведением технического и профессионального образования.
Производственная практика в основном проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся, на основе договоров, заключаемых между учебными заведениями
4. Обеспечение руководства производственным обучением и профессиональной практикой обучающихся
Мастера производственного обучения несут ответственность:
– за правильность распределения обучающихся – практикантов по рабочим местам в соответствии с их специализацией;
– выполнение рабочего учебного плана и программы производственного обучения по специальности (профессии);
– воспитание у обучающихся бережного отношения к оборудованию и инструменту;
– экономное расходование учебных материалов, сырья и электроэнергии;
– стремление добиваться высокой производительности труда и высокого качества выполняемых работ, а также выполняют другие функции, предусмотренные должностной инструкцией мастера производственного обучения
Инженерно-технические работники и квалифицированные рабочие предприятий выделяются в следующих случаях:
– когда обучающиеся одной группы направляются для прохождения производственного обучения и профессиональной практики на разные предприятия, на несколько участков в бригадах, в территориально разобщённых производствах или цехах одного предприятия, при работе обучающиеся одной группы в разных сменах, когда мастер производственного обучения не в состоянии обеспечить постоянного контроля за соблюдением ими требований безопасности и необходимой помощи обучающимся в работе;
– на участках и в цехах, где по производственным условиям исключается присутствие мастера производственного обучения;
– при освоении обучающимися – практикантами новых видов оборудования и технологических процессов, когда необходима помощь соответствующих специалистов или квалифицированных рабочих.
5. Обязанности учебного заведения по организации производственного обучения и профессиональной практики
Учебные заведения технического и профессионального образования обеспечивает:
– направление обучающихся на производственное обучение и профессиональную практику в соответствии со сроками, установленными рабочими учебными планами и содержанием работ согласно учебным программам по специальностям, предварительно согласовав сроки и содержание производственного обучения и практики с предприятием;
– изучение и соблюдение обучающимся действующих на предприятии правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических требований и других норм и правил, установленных для соответствующей специальности и уровня квалификации рабочих;
– соблюдение обучающимся установленных требований эксплуатации оборудования, пользование выдаваемыми им средствами индивидуальной защиты, а также экономного расходования материалов, сырья, электроэнергии и других ресурсов.
Учебные заведения технического и профессионального образования разрабатывают и согласовывают с организациями рабочие программы практики;
Учебные заведения технического и профессионального образования осуществляет учебно-методическое руководство производственным обучением и практикой студентов. Учебные заведения технического и профессионального образования проводят учебно-воспитательную работу с обучающимися в тесной связи с руководством предприятий в процессе участия обучающихся в производительном труде.
Учебные заведения контролируют реализацию учебной программы и условия проведения практики предприятиями.
Учебные заведения организует процедуру оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися в ходе прохождения практики; разрабатывают и согласовывают с организациями формы отчётности и оценочный материал прохождения практики.
6. Обязанности предприятий по обеспечению производственного обучения и
профессиональной практики
Предприятия обязаны:
– создавать необходимые и безопасные условия для организации производственного обучения и практики обучающихся;
– проводить перед началом производственного обучения и профессиональной практики вводный инструктаж по правилам поведения и техники безопасности, действующими на предприятии;
– предоставить обучающимся-практикантам рабочие места, оснащенные современной техникой и обеспеченный видами производственных работ, соответствующие рабочими учебными программами по специальностям, обеспечивающих полную загрузку обучающихся в течение всего периода производственного обучения и профессиональной практики;
– не допускать использование обучающихся на работах, непредусмотренных программой производственного обучения и профессиональной практики, а также перевода обучающихся с одних рабочих мест на другие без согласования с руководством учебного заведения технического и профессионального образования;
– обеспечить соответствующие санитарно-гигиенические условия труда обучающихся; предоставлять обучающемуся и мастерам производственного обучения производственно
– бытовые помещения;
– своевременно выдавать обучающемуся задания на выполнение производственной работы;
– обеспечивать рабочие места обучающихся технической документацией для выполнения заданий, материалами, инструментами, сырьём, полуфабрикатами и другими средствами в соответствии с технологическим процессом работ на участке, а также персоналом, обслуживающим эту технику по установленным на предприятии нормам;
– осуществлять технический контроль, приём и учёт выполненных обучающимся работ в порядке, установленном на предприятии;
– обеспечивать техническое руководство работой обучающихся;
– контролировать работу инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих предприятия, выделенных для руководства производственной практикой обучающихся.
- Оплата труда обучающихся во время производственной практики
Условия возможной оплаты труда обучающихся за выполнение определенного объема производственных заданий во время прохождения ими производственной практики должны быть оговорены в договорах между учебным заведением технического и профессионального образования, предприятием и обучающимися.
За определенные виды работы, выполненные обучающими во время
производственной практики, предприятия могут предусмотреть им заработную плату: по установленным сдельным расценкам за выполненный объём работ, или по тарифным ставкам повременщика за отработанное время, действующих на данном предприятии.
8. Результаты практики
Производственное обучение и профессиональная практика завершается оценкой результатов освоенных обучающимися общих и профессиональных компетенций.
По завершению профессиональной практики обучающиеся выполняют практическую квалификационную (пробную) работу, которая предусматривает сложность работы не ниже предусмотренного уровня квалификации по специальности.
По итогам завершения производственного обучение и профессиональной практики обучающейся составляет отчет на имя руководителя практики с указанием всех видов производственных работ и результатов.
Если производственным обучением в рамках профессиональных учебных модулей предусмотрено освоение рабочей квалификации определенного уровня, то по мере их завершения обучающиеся может сдать квалификационные экзамены в центрах независимой оценки профессиональной компетентности и получить свидетельство (сертификат) об уровне квалификации.
Результаты прохождения производственного обучения и профессиональной практики представляются обучающимся в учебные заведения технического и профессионального образования и учитываются при итоговой аттестации.
9. Требование к составлению и оформлению отчета о профессиональной практике
Отчет о профессиональной практике представляет собой комплект материалов, включающий в себя документы на прохождение практики (договор, направление, задания), материалы, подготовленные практикантом и подтверждающие выполнение заданий по практике.
Отчет о профессиональной практике составляется индивидуально каждым обучающимся.
Приложения к отчету о профессиональной практике представляют с собой материал, подтверждающий выполнение заданий на профессиональной практике (копии производственных документов (тексты задание, графики, рабочие чертежи), фрагменты программ, схем, таблиц и др.).
II. Методические рекомендации по разработке плана развития учебного производства учебных заведений технического и профессионального образования
В целях оказания методологической помощи руководителям учебных заведений технического и профессионального образования некоммерческим акционерным обществом «Холдинг «Кәсіпқор» организована работа по изучению нормативно-правовой базы для разработки методических рекомендации по планированию учебного производства в рамках выполнение рабочих учебных программ производственного обучения и практики.
Организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального образования, реализуют продукцию собственного производства, выпускаемую в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах и на учебных полигонах. (Смотрите пункт 3 статьи 32 Закона РК «Об образовании»).
Согласно подпунктов 9) и 10) пункта 3 статьи 43. Компетенции организации образования Закона РК «Об образовании».Организация образования имеет право заниматься:
– предоставлением товаров (работ, услуг) на платной основе в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
– привлечением дополнительных источников финансовых и материальных средств для осуществления уставной деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
Согласно подпункта 3) пункта 3 Статья 61. Система, принципы и источники финансирования.
Закона РК «Об образовании». Доходы от оказания платных услуг, не противоречащих законодательству Республики Казахстан относятся к дополнительным источникам финансирования образования.
Согласно подпункта 9) пункта 3 статьи 63 Предоставление организациями образования товаров (работ, услуг) на платной основе. Закона РК «Об образовании». Организации образования имеет права заниматься организацией производства и реализации продукции учебно-производственных мастерских, учебных хозяйств и учебно-опытных участков.
2.1 Принцип и методика разработки плана развития учебно-производственной деятельности
План развития учебно-производственной деятельности разрабатывается в учебных заведениях в которых предусмотрены выполнение производственных заданий (изготовление продукции).
Фонд учебного времени на производственную деятельность определяется путем исключения из общего объема учебного времени, времени, необходимого для вводного и заключительного инструктажей и тренировочных упражнений. При этом вводятся переводные коэффициенты, отражающие динамику производительности труда обучающихся по периодам обучения. Чтобы определить фонд приведенного времени, необходимо учебное время, отведенное на производственную деятельность учащегося по учебному плану, разделить на переводной коэффициент, устанавливаемый на соответствующий период обучения.
Нормативы приведенного времени и переводные коэффициенты по всем профессиям разрабатываются в соответствии с действующими учебными программами производственного обучения.
При составлении плана учебно-производственной деятельности учебного заведения учитывается количество обучающихся, принимающих участие в изготовлении продукции и выполнении производственных заданий.
Квартальные и годовые фонды приведенного времени по профессиям определяются умножением количества часов приведенного времени, указанного в нормативах, на число обучающихся по соответствующим профессиям с учетом начала занятий и срока их обучения в учебных мастерских и на объектах предприятий. Полученные данные заносят в форму No1 (приложение No1).
Планируемые к выполнению производственные задания распределяются по кварталам календарного года, чтобы определить загрузку обучающихся и потребность в производственных рабочих, составляются загрузочные карты по форме No2 и 3 (приложение No1).
По плану выпуска изделий на год или квартал определяется объем работ в норма-часах, выполняемых производственными рабочими. Суммарное время делится на годовой фонд рабочего времени и в результате получается число производственных рабочих.
2.2 Нормирование учебно-производственных работ
Для установления ученической нормы вначале определяется техническая (расчетная) норма времени. Техническим (расчетным) методом устанавливаются величины затрат следующих составных частей нормы времени: оперативное время, время обслуживания рабочего места, время перерывов на отдых и естественные надобности, подготовительно-заключительное время.
Оперативное время Т (оп) –время, в течение которого выполняется производственная работа. Оперативное время подразделяется на основное (технологическое) и вспомогательное.
Основное (технологическое) время Т (осн) – время, необходимое для непосредственного выполнения работы, расходуемое на изменение геометрических форм и размеров изготавливаемой детали (станочные, слесарные, столярные и другие работы) или изменение взаимного расположения частей изделия (сборочные работы), что и является целью данного технологического процесса. Вспомогательное время Т (всп) – время, затрачиваемое рабочим на установку и снятие деталей, пуск и остановку станка, включение и выключение подачи, промер деталей.
Время обслуживания рабочего места Т (об)–время, которое затрачивается на уход за рабочим местом в продолжении всего рабочего дня. В него включается время, затрачиваемое на смену и переточку инструмента, регулирование и наладку станка в процессе работы, уборку стружки, на смазку и чистку оборудования, раскладку и уборку инструментов.
Время перерывов на отдых включается в норму времени при выполнении физически тяжелых, утомительных работ, при ускоренном темпе работы и значительном грузообороте.
Подготовительно-заключительное время Т (пз)–время, затрачиваемое рабочим на подготовку к данной работе и на выполнение действий, связанных с ее окончанием.
Особенности подготовительно-заключительного времени состоят в том, что оно затрачивается рабочим только в начале и конце работы над конкретной партией деталей и что продолжительность его не зависит от количества деталей в партии.
Норма штучного времени Т (шт) –время, затрачиваемое на изготовление одного изделия.
Т (шт) = Т (осн) + Т (всп) + Т (об) + Т (ест);
Норма времени на партию изделий определяется следующей формулой:
Т (пар) = Т (шт) х Z+ Т (пз);
Т (оп) = Т (осн) + Т (всп), где Т (пар) –норма времени на партию; Z – число деталей в партии; Т (ест) -время, необходимое на отдых и естественные надобности.
Определив норму времени на партию Н (в) (или на одно изделие) в минутах, можно определить норму выработки за час и смену по формулам:
Н (в) = 60 / Т (шт) (за час); Н (в) = 360 / Т (шт) (за 6 часов).
На учебно-производственные работы, выполняемые по заказам предприятий и по технологии, сходной с заводской, в качестве технических (расчетных) норм применяются нормы, действующие на предприятиях.
2.3 Определение ученической нормы времени
Учитывая, что обучающиеся постепенно овладевают квалификацией и производственным опытом и в начале обучения не могут выполнять технические (расчетные) нормы, принятые в промышленности и строительстве, вводится шкала переводных коэффициентов.
Шкала переводных коэффициентов для перехода от технических (расчетных) норм к ученическим составляется применительно к каждому месяцу обучения на основе материалов, проверенных на практике.
Ученическая норма времени определяется по формуле: Т (уч) = Т (пар) х К
где К –переводной коэффициент (зависит от периода обучения).
Так как, подготовительно-заключительное время исчисляется на все производственное задание, необходимо учитывать, какими партиями (в каком объеме) оно будет выполняться. Если группа готовит 50 деталей, то установление нормы времени на каждую из них зависит от количества деталей, данных каждому учащемуся, а не от объема заданий на группу.
Например, мастер производственного обучения распределил на каждого учащегося по 5 деталей, учитывая, что штучное время Т (шт) = 10 мин., а подготовительно-заключительное время на всю партию Т (пз) = 25 мин., то норма времени определяется по формуле:
Т (пар) = Т (шт) х Z+ Т (пз) = 10 х 5 + 25 = 75 мин.
Т (уч) на одну деталь = (Т (шт) + Т (пз)/ Z) х К = 10 + (25/5) х К
Внедряя нормирование учебных работ, мастер производственного обучения должен учитывать выполнение норм учащимися и на основе этого принимать меры для постепенного увеличения производительности труда каждым учащимся.
Мастер сообщает норму времени учащемуся при выдаче задания (наряда) и после выполнения этой нормы оценивает ее и представляет старшему мастеру. На основании фактических затрат времени и объема выполненной (принятой) работы определяется выполнение норм времени или выработки обучающегося.